Глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов уточнил, что соответствующий законопроект разработан "в целях поддержки региональных производителей, обеспечения занятости в регионах, а также развития экономики субъектов РФ"
«Для поддержки региональных производителей законопроектом предлагается обязать хозяйствующие субъекты, которые осуществляют розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, размещать в торговой сети товары региональных производителей, включая товары, для обозначения которых используется географическое указание или наименование места происхождения товара», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
«В связи с этим, законопроектом предлагается оказать регионам поддержку, которая позволит обеспечивать занятость в регионах, восстанавливать их экономику», — рассказал Кутепов.
Монополизация торговых сетей
В пояснительной записке к законопроекту уточняется, что в последнее время не только в крупных городах России, но и в относительно небольших и удаленных населенных пунктах небольшие магазинчики заменяют современные супермаркеты, гипермаркеты, дискаунтеры.
Сетевые магазины стали наиболее распространенным местом приобретения продуктов: среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга, других городов-миллионников эта доля достигает 83–84%. «Это приводит к уходу большого количества малых предприятий с рынка розничной торговли (в первую очередь по причине неконкурентоспособности), что увеличивает монополизацию торговых сетей, которые обладают большей конкурентоспособностью, в том числе за счет эффекта масштаба, проведения единой закупочной политики, более грамотной логистики и наличия собственных распределительных центров», — говорится в пояснительной записке.
На российском рынке наблюдается стабильное увеличение доли розничных торговых сетей
При этом за последние годы, как уточняет Кутепов, на российском рынке наблюдается стабильное увеличение доли розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли. По информации сенатора, этот показатель в целом по РФ увеличился с 15,1% в 2009 году до 39,6% в 2022 году. Согласно предлагаемым изменениям хозяйствующие субъекты смогут самостоятельно решать, какие региональные товары представлять в своих торговых сетях и в каком объеме.